Warning: file_exists(): open_basedir restriction in effect. File(/var/www/user33487/data/www/homework.7nets.ru/includes/phpmailer/sys_bookfire/todaytown.jpg) is not within the allowed path(s): (/home/vanoff1980/domains/netlife-s.ru/:/home/vanoff1980/phptmp/:/tmp:/usr/local/php5/lib/php:/usr/local/php56/lib/php) in /home/vanoff1980/domains/netlife-s.ru/public_html/business/index.php(1) : runtime-created function on line 1
 Экономика 21 века на базе Интернет-технологий

Программная статья С. И. Паринова и Т. Я. Яковлевой, которая часто цитируется русскоязычными специалистами по экономическим и социальным аспектам телеработы.
Дистанционные трудовые отношения (телеработа)

Дистанционные отношения между работодателем и его сотрудниками, иначе называемые телеработой или телекоммьютингом, являются частью процесса децентрализации рабочей деятельности во времени и пространстве. Общим элементом телеработы во всех ее проявлениях является использование телекоммуникаций, компьютеров, а также Интернет-технологий для изменения принятой географии работы. Компьютеры в данном контексте служат скорее для трансформации результатов работы в формы, которые могут передаваться "по проводам" компьютерных сетей. Так, например, дизайнер, сделавший свой рисунок от руки, может отсканировать его и с помощью компьютера отослать клиенту или заказчику. С другой стороны, если рисунок черно-белый, он может просто послать его по факсу, и такой вид деятельности также будет именоваться телеработой.

Одним из наиболее распространенных видов является телеработа "на дому", главная особенность которой - выполнение работы у себя дома вместо перемещения в офис на период рабочего дня. Кроме этого, телеработа может иметь множество других форм и характеристик. Например, кочевая телеработа, офшорная телеработа, концентрированная телеработа, и др.

С технической стороны телеработа становится возможной благодаря во-первых, уменьшению стоимости и увеличению производительности компьютеров и телекоммуникаций на стороне пользователей; во-вторых, достаточной развитости технических средств и сервиса открытых электронных сетей, включая Интернет, т.е. среды, которая позволяет пользователям взаимодействовать; в-третьих, растущей готовности работодателей и лиц, нанимающихся на работу изучить эти новые возможности для достижения успеха в их бизнесе или проекте.
Исторический экскурс.

Первоначально появился термин "теледоступ" или "телекоммьютинг" (telecommuting), который был введен Джеком Найллсом (США) в 1976 г. чтобы обозначить некий тип дистанционной работы по договору. Термин "телеработа" был введен в употребление Европейской Комиссией в конце 80-х. Сам Джек Найллс так комментирует отличие двух терминов: "Сейчас я являюсь телерабочим, а не телекоммьютером, т.к. работаю целиком дома и мой дом является центром нашей компании. Когда я был телекоммьютером, я работал для других работодателей, офис которых находился на расстоянии".

Интерес к концепции телеработы возник после первых нефтяных кризисов (в начале 70-х годов). В целях экономии энергоресурсов появились предложения использовать потенциал информационных технологий для замены реальных переездов электронными коммуникациями и уменьшения, таким образом, использования транспорта. Джек Найллз провел ряд сравнительных обследований теле- и обычных рабочих, в основном, служащих. Полученные результаты подтвердили эффективность телеработы (производительность труда и качество работы не снижались, а зачастую оказывались выше, чем при традиционной офисной организации), и снижение транспортных и энергетических затрат (меньше использовался автомобиль для поездок на работу, экономились затраты на офисное пространство и потребление электроэнергии). Кроме того, телеработающие лучше справлялись с проблемами сочетания работы, личной и семейной жизни.

В Европе одним из главных популяризаторов телеработы с 1989 г. является Комиссия Европейского Сообщества. Ее интерес к телеработе был связан с необходимостью реформ в области общей сельскохозяйственной политики и стимулирование роста не-сельскохозяйственных видов занятости в сельских районах. В 1993 был выпущен документ "Рост, конкурентоспособность, занятость - проблемы и пути в 21 век", в котором Комиссия среди приоритетных направлений развития в Европе Информационного Общества упоминает и телеработу.

Так же в 1989 году голландское Министерство Транспорта заинтересовалось развитием телеработы для дальнейшего планирования транспортной политики, а некоторые страны ЕС (например, Италия, Швеция, Австрия) последовали примеру голландских коллег. Как правило, лидерами в продвижении программ по телеработе становятся большие компании, сами вовлеченные в развитие средств телекоммуникации и информационных технологий.

На сегодня, почти в каждой стране ЕС создана или создается ассоциация по телеработе. Такие ассоциации разнообразны по форме (некоторые являются торговыми отделениями компаний, заинтересованных в телеработе, другие объединяют компании, государственные учреждения, научные сообщества и людей, имеющих такие же интересы, третьи - сочетают вышеупомянутую активность с попытками организации рынка телеработы и т.п.). Общая черта этих ассоциаций - они предоставляют возможность контакта всем лицам и организациям, заинтересованным в телеработе, и удовлетворяют интерес общественности и средств массовой информации о новых способах работы, организации занятости, и стиля жизни.
Статистика и примеры по телеработе.

К 1995 году в Европе было около 1 млн. 380 тыс. телеработающих, а в 1997 - более 2 млн. В США в 1995 г. около 8 млн. человек, а в 1997 г. - более чем 11,1 осуществляют телекоммьютинг из дома. Есть оценки, что к 2002 г. в Европе может быть более 15 миллионов рабочих мест для телеработающих, а к 2007г. - до 40 миллионов. В США к началу нового тысячелетия ожидается рост числа дистанционных рабочих (телекоммьютеров, телерабочих) до 13-14 млн. человек, по другим оценкам эта цифра может быть 50-60 миллионов человек. По оценкам Дж. Найллса к концу 2000 г. в США около 18% рабочей силы будут пользоваться теледоступом по меньшей мере один день в месяц. И это даст видимый эффект, например, в транспортной нагрузке городских районов.

Примеры интернационализации работы с использованием методов телеработы:
Некоторые сингапурские газеты частично редактируются и верстаются в Сиднее (Австралия) и Маниле (Филиппины) и затем происходит электронный обмен информацией и результатами работы. Головная компания использует эту политику, чтобы преодолеть дефицит журналистов в самом Сингапуре.
Около 20 человек персонала в городе Луагра (Ирландия) обрабатывают приблизительно 4000 медицинских страховок ежедневно для американской фирмы по финансовым услугам "Сигна". Ирландские служащие имеют доступ к центральным базам данных и обрабатывают запросы в режиме онлайн.
Компания "СвиссЭйр" разместила в Бомбее свой филиал, в котором 370 служащих следят за компьютерной обработкой запросов, обработкой информации о количестве билетов и дисконтной схеме.

Что может дать телеработа работодателю и компании: экономию затрат (на помещение, персонал, и т.д.), применение гибкой организации и гибкого штата, увеличение производительности (устранение помех для работы, существующих в офисе, сокращение потерь времени на переезды), новая мотивация (рост доверия между нанимателем и работником), улучшенное обслуживание заказчиков (круглосуточно, без оплаты сверхурочных).

Телеработа способствует замене постоянного штата временными исполнителями (outsourcing), при этом многие виды работ могут выполняться за тысячи километров от офиса и даже пересекать национальные границы разных стран. Можно сказать, что телеработа включает и деятельность "распределенных рабочих групп", с помощью которых, например, инженерно-конструкторская компания, используя три (или более) группы специалистов в различных временных зонах, организует круглосуточную работу над срочными проектами, где каждая группа передает следующей группе для продолжения полученные к концу своего рабочего дня результаты.

Есть и противопоказания к применению телеработы. Некоторые компании имеют системы менеджмента и общий уровень культуры, которые еще не могут быть адаптированы к предлагаемому телеработой уровню гибкости. Многие менеджеры не уверены в своих возможностях "управлять на расстоянии" и не верят в соответствующие способности своего персонала, а, следовательно, они считают, что при работе на дому служащие будут склонны недорабатывать. К тому же не все рабочие задания могут быть хорошо осуществлены в распределенной, самоуправляемой среде. Существует много заданий, выполнение которых значительно выигрывает от тесных взаимодействий в группе исполнителей, собранных вместе в одной комнате, или от синергетики интенсивно сотрудничающих групп. В некоторых видах обслуживания клиентов или деятельности по продаже важную роль играет дух команды и внутренние мотивации, которые наилучшим образом генерируются лидерами и менеджерами при личном контакте с исполнителями. Существует, также, мнение, что высокая доля чиновничьей работы может быть хорошо выполнена только под интенсивным контролем.

Что может дать телеработа индивиду: уменьшение времени и затрат на транспорт, улучшенные возможности для работы, лучший баланс между семьей и работой, участие в общественной жизни (при обычной жизни много времени тратится на дорогу, не хватает на местные общества и комитеты, особенно для людей живущих в сельской местности), сохранение навыков (можно не оставлять работу когда нужно ухаживать за ребенком или близкими, быть вовлеченным в работу фирмы и сохранять навыки и квалификацию), гибкий график работы (свобода начинать и заканчивать работу с наилучшими условиями для продуктивной работы). Индивиды, которые изучают и применяют навыки поведения в сетевой экономике, имеют новые возможности, следующие из более широкой сети "полезных связей и контактов", а также от лучшего доступа к ключевой информации.

Одно из следствий технического и социального прогресса - возможность для многих людей жить так, как раньше жили лишь немногие, и свобода перемещений и свобода выбора места работы, которые дает телеработа, входят в эти преимущества. Телеработа предоставляет новые возможности, как горожанам, так и людям, живущим в сельской местности. Сейчас, например, менеджеры высокого уровня, которые раньше переезжали из Европы в Америку, поскольку их уровень требовал присутствия в американской "штаб-квартире", могут жить в любом месте, расположенном вблизи аэропорта и имеющем доступ к Интернет-технологиям.

Однако, телеработа на дому иногда является неудобной для тех, кто имеет не очень сильные личные мотивации и не является достаточно самостоятельным, т.е. для этих людей может требоваться внешний контроль. Существуют также случаи, когда молодые люди впервые начинают работать и им может на первых порах требоваться общение с коллективом для более быстрого приобретения необходимого опыта. Для некоторых людей необходимость "ходить на работу" является важной частью их жизни, а "место работы" - возможностью обзавестись друзьями и совершенствовать свои социальные навыки и контакты.

Социально-экономические выгоды общества от массового применения средств телеработы:

а) Уменьшение транспортных проблем, общих передвижений и связанных с этим загрязнений окружающей среды. Телерабочие обеспечивают существенное снижение общего автомобильного трафика. В Калифорнии и некоторых других штатах существуют законодательные и финансовые программы стимулирования телеработы как части компании против загрязнения окружающей среды;

б) Лучшие возможности для работы и занятости - потенциально, телеработа может позволить людям в районах с высокой безработицей получить доступ к возможностям для работы, которые возникают в любом районе мира. Для того, чтобы этим пользоваться существуют две возможности: первое - индивиды должны иметь квалификацию, на которую есть повышенный спрос, а также, хорошо развитые личные навыки в электронных сетях, что позволит им попасть в поле зрения работодателей; второе - местное сообщество должно сделать определенные шаги, чтобы создать свой подробный профиль в информационном пространстве сети, для того, чтобы создать возможности "дистанционной работы" для своих жителей;

в) Доступ к работе людям с ограниченными возможностями или находящимся в заключении, которым телеработа может дать возможность работать, обучаться и общаться. Это люди, имеющие специфические проблемы, например, ограничения по здоровью, не позволяющие им передвигаться или иметь нормальный рабочий день; одинокие родители, которые не имеют возможность оставить ребенка; люди, ухаживающие за пожилыми или больными родственниками).
Законодательное обеспечение телеработы.

Для законодательного обеспечения конкретизации и детализации телеработы в практических ситуациях государственные и общественные организации разрабатывают правила и регулирующие документы. В США, например, уже есть целый ряд таких документов: ADA - Акт по правам американцев, имеющих ограниченную трудоспособность; EEO - Возможности равного трудоустройства; FLSA - Акт по справедливым трудовым стандартам; LMRA - Акт по взаимоотношениям исполнителей и менеджеров; SOHO - правила по малому офису/домашнему офису и др. акты и правила регулирования. На сегодня, американские суды скорее благоприятно оценивают право работника на дистанционную работу, если такая работа обычно выполняется вне офиса, или если она может быть выполнена без потери эффективности и продуктивности. Известны, например, прецеденты предоставления права на дистанционную работу людям с ограниченными возможностями (инвалидам).

Итак, сетевая экономика становится все более заметной, поскольку получают широкое применение Интернет-технологии, люди во все большей степени заменяют традиционные формы деятельности новыми, основанными на использовании Интернет-технологий, при этом они создают сетевые формы организаций и адаптируют различные общеэкономические инфраструктуры к новым возможностям глобальных сетей.

Источник: http://rvles.ieie.nsc.ru/

С.И. Паринов ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ),
Т.И. Яковлева ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript )